Что необходимо знать про болезнь Паркинсона
Информация для пациентов, родственников и ухаживающих лиц. Источник — клинические рекомендации по диагностике и лечению болезни Паркинсона, 2022 год публикации.
Рекомендации по моторному обучению

1) Определите для себя цель и место занятий

2) Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей

3) Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками)

4) Постепенно увеличивайте сложность выполнений движений, а также когнитивную вовлеченность, например, при обучении двойным когнитивным задачам

5) Сконцентрируйте внимание на обучении, выполняйте целенаправленно и осознанно

6) Чередуйте обучение и отдых

7) Рассмотрите возможность создания мысленных образов во время обучения

Однако, проблемы моторного обучения может быть очевидными даже на ранних стадиях заболевания в связи с появлением регуляторных когнитивных нарушений, которые снижают рабочую память, внимание, планирование, переключение программ, многозадачность и инициирование действий. Кроме того, тревога, депрессия или усталость влияют на способность к моторному обучению.

Эффективность моторного обучения с двойной когнитивной задачей еще не оценивалось в исследованиях. В связи с этим, рекомендации не имеют доказательную базу. Тем не менее, экспериментальные наблюдения показали, что при обучении пациенты без когнитивных нарушений должны уделять приоритетное внимание процессу ходьбе уменьшая внимание к двойной когнитивной задаче. Это важно, поскольку в повседневной жизни трудно избежать двойных когнитивных задач. Более того, экспериментальные наблюдения показали улучшение ходьбы с двойной когнитивной задачей после моторного обучения в виде тренинга ходьбы с двойной когнитивной задачей с использованием зрительных стимулов, а именно применение тредмил-тренинга с виртуальными зрительными препятствиями и с использованием концентрации внимания на длине шага в сопровождении слухового стимула или без него. Во время тренинга ходьбы пациенты должны стремится улучшить скорость ходьбы и длину шага, применяя зрительные или слуховые стимулы, одновременно выполняя различные двойные двигательные или когнитивные задачи.
Примеры выполнения когнитивных задач:

— На скорость речи: например, попросите пациента назвать города, начинающиеся с определенной буквы.
— На выбор и принятие решений: например, попросите пациента изменить направление ходьбы вправо, когда вы говорите слово «желтый», и остановиться, когда вы говорите – «красный»
— На рабочую память: например, попросите пациентов поделить на три, начиная с 90
— На ментальное отслеживание: например, расскажите пациенту историю, и попросите его посчитать, сколько раз было произнесено определенное слово
— На скорость реакции: например, попросите пациента описать определенный маршрут или как были проведены прошлые выходные во время ходьбы, перенос подноса со стаканами, наполненными водой, сбор предметов с пол
Рекомендации по стратегии сложных последовательных движений

1) Определите для себя цель и место занятий

2) Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей

3) Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками)

4) Тренируйтесь в месте, где существуют ограничения повседневной активности (чаще в домашней обстановке)

5) Что нужно учитывать:

— Соблюдать отработанную активность; анализировать ограничения в движениях
— Определите наиболее оптимальные (обычно от четырех до шести) компоненты движения.
— Проанализировать последовательность компонентов: используя стимулы, сопровождая визуализацией.
— Иметь физическую возможность выполнять выбранные компоненты последовательных движений
— Необходимо отрепетировать выбранные компоненты последовательных движений вслух
— Необходимо применять визуализацию компонентов последовательных движений
— Необходимо выполняя выполнить компоненты последовательных движений с концентрацией внимания.
Содержание статьи
1. Что такое болезнь Паркинсона?
— История изучения болезни
— Распространённость
— Симптомы болезни

2. Почему возникает болезнь Паркинсона?

3. Моторные (двигательные) симптомы болезни Паркинсона

4. Немоторные симптомы болезни Паркинсона

Нарушения сна и бодрствования, в том числе
—— Расстройство поведения в быстром сне (движения, разговоры и крики во сне)
—— Ночная миоклония
—— Синдром беспокойных ног
—— Синдром периодических движений конечностей
—— Синдром апноэ

Вегетативные нарушения
—— Ортостатическая гипотензия
—— Гипотензия после приёма пищи
—— Нарушения работы желудочно-кишечного тракта
—— Нарушения мочеиспускания
—— Кожно-трофические расстройства
—— Нарушения реакции зрачков

5. Как устанавливается диагноз

6. Заболевания, похожие на болезнь Паркинсона

7. Лечение болезни Паркинсона

8. Побочные эффекты, появляющиеся при длительном приеме препаратов допа и ее производных

9. Применение других препаратов

10. Правила визита к врачу

11. Нейрохирургическое лечение
— Электростимуляция глубоких структур мозга
— Стереотаксическая таламотомия и паллидотомия
— Таламотомия фокусированным ультразвуком

Как жить с болезнью Паркинсона
1. Ваше отношение к диагнозу

2. Повседневная активность

Пробуждение и подготовка ко сну:
—— Вы проснулись
—— Вы встаете с постели
—— Утренний туалет и гигиена
—— Приготовление ко сну

Приём пищи и диета:
—— Приём пищи
—— Советы для облегчения глотания
—— Диета при болезни Паркинсона

Домашние дела и прогулки:
—— Уборка квартиры
—— Стирка белья
—— Выход из дома за покупками
—— Прогулки
—— Двигательная активность в остальное время дня

Гости и поездки:
—— Поездка в гости и прием гостей
—— Советы перед многочасовой поездкой в автомобиле, поезде, самолете

Ваше поведение при эпизодах ухудшения состояния в течение дня или в течение нескольких дней

Падения

Рекомендации по ЛФК:
—— Рекомендации по ЛФК
—— Рекомендации по тредмил-тренингу (беговой дорожке)
—— Рекомендации по гимнастике тай-чи

Тренировка движений и ума:
—— Рекомендации по моторному обучению
—— Примеры выполнения когнитивных задач
—— Рекомендации по стратегии сложных последовательных движений

Рекомендации по обучению компенсаторным стратегиям

Информация для родственников и ухаживающих при когнитивных нарушениях, болевом синдроме и утомляемости